С 1 января 2017 года вступает в силу новый Федеральный закон № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
По действующему ныне закону региональные органы власти или местного самоуправления принимают решение о проведении кадастровой оценки объектов недвижимости и выбирают на конкурсной основе независимых оценщиков для проведения этих работ. И дальше те действуют самостоятельно.
Сегодня государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет. Правда, если в промежуточный период изменяются характеристики объектов или возникают новые объекты недвижимости, то кадастровую стоимость таких объектов определяет кадастровая палата, используя при этом средние значения кадастровой стоимости.
Сегодня независимый оценщик не обязан отслеживать преемственность новых результатов по отношению к старым. Конкурс на проведение кадастровой оценки каждый раз выигрывает новая оценочная организация, которая определяет кадастровую стоимость, используя свои наработки. В результате кадастровая стоимость отдельных объектов после проведения новой кадастровой оценки может измениться как в большую, так и в меньшую сторону, причем существенно.
Как показала практика, действующая модель кадастровой оценки несовершенна. Об этом свидетельствует большое число заявлений об оспаривании кадастровой стоимости, поданных в специальную комиссию при управлении Росреестра по Кемеровской области. Только в этом году заявлений поступило в два раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.
Что изменится с 1 января 2017 года?
1. Государственную кадастровую оценку смогут осуществлять только государственные бюджетные учреждения.
Только специальные государственные бюджетные учреждения, созданные субъектом РФ, будут осуществлять государственную кадастровую оценку. Сбор и обработка информации, необходимой для определения кадастровой стоимости осуществляются бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. Новые методические указания, утвержденные Приказом Минэкономразвития России года от 07.06.2016 № 358, вступают в силу с 1 ноября 2016 г.
Бюджетные учреждения уполномочены предоставлять физическим и юридическим лицам разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости, а также рассматривать обращения об исправлении ошибок.
2. Возможность предоставления декларации о характеристиках объекта недвижимого имущества.
Правообладатель объекта вправе предоставить бюджетному учреждению декларацию о характеристиках соответствующих объектов недвижимости с необходимыми сведениями для сбора и обработки информации для определения кадастровой стоимости этого объекта.
3. При определении новой кадастровой стоимости должна будет учитываться информация об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была ранее оспорена.
Бюджетное учреждение обязано осуществлять сбор, обработку и учет информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была ранее оспорена, в целях подготовки к определению новой кадастровой стоимости.
4. Возможность проведения внеочередной государственной кадастровой оценки
Например, внеочередная оценка проводится в случае снижения индекса рынка недвижимости в субъекте РФ на 30% и более со дня проведения последней государственной кадастровой оценки.
При этом законом предусмотрен запрет на изменение кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, в случае если кадастровая стоимость, полученная в ходе проведения внеочередной оценки, будет выше, чем кадастровая стоимость, содержащаяся в ЕГРН на дату проведения такой оценки.
5. Изменен порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В отличие от ранее существовавшего порядка, с 1 января 2017 года для обращения в суд предварительное обращение в комиссию для юридических лиц не является обязательным. Более того, само создание комиссий перестает быть обязательным для субъектов РФ.
Кроме того, изменен состав комиссии - в нее должен входить представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ. Всего в составе комиссии должно быть не менее пяти членов. Заседание комиссии правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов.
6. Исключено одно из оснований оспаривания результатов определения кадастровой стоимости.
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
7. Установлен федеральный государственный надзор за проведением государственной кадастровой оценки.
Полномочиями на осуществление надзора обладает Росреестр. В случае выявления нарушений, связанных с несоблюдением порядка проведения государственной кадастровой оценки, в том числе методических указаний о такой оценке, Росреестр выдает предписание об устранении выявленных нарушений. Таким образом, у правообладателей появляется дополнительная возможность обратиться с жалобой в Росреестр в связи с выявлением нарушений в ходе оценки.
8. Новая процедура исправления ошибок.
Обратившись в эти же бюджетные учреждения, можно будет исправить ошибки на стадии утверждения кадастровой стоимости. По итогам определения кадастровой стоимости (за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки), в форме электронного документа будут составляться промежуточные отчетные документы (проекты отчета об оценке), которые содержат, в том числе:
1. информацию об объектах недвижимости, включенных в перечень (кадастровые номера, адреса (при наличии), характеристики объектов недвижимости, содержащиеся в перечне;
2. информацию о характеристиках объектов недвижимости, использованных при определении их кадастровой стоимости, или о недостаточности информации о характеристиках объектов недвижимости, необходимых для определения их кадастровой стоимости (с указанием недостающей информации);
3. описание процесса определения кадастровой стоимости с указанием определенных значений кадастровой стоимости.
Бюджетное учреждение будет размещать их на своем официальном сайте в течение трех рабочих дней со дня составления промежуточных отчетных документов и сообщать об этом в Росреестр. Последний, в течение десяти рабочих дней со дня получения промежуточных отчетных документов, проверяет их на соответствие требований к отчету. После проверки и устранения несоответствий Росреестр размещает в фонде данных государственной кадастровой оценке сведения и материалы из промежуточных отчетных документов и их месте размещения на официальном сайте бюджетного учреждения на 60 дней. Это время выделено специально для предоставления замечаний, связанных с определением кадастровой стоимости.
Если наличие ошибки подтвердится, учреждению на пересчет дается 60 дней Решение по итогам рассмотрения обращения можно оспорить в суде.
Кроме того, можно будет исправить также системные ошибки — допущенные при определении кадастровой стоимости нескольких объектов.
Новым законом установлено, что в переходный период с 1 января 2017г. до 1 января 2020г. проведение оценки возможно как по новым, так и по старым правилам. Вместе с тем, Федеральным законом от 03.07.2016 № 360-ФЗ на указанный период фактически установлен мораторий на проведение оценки. В этот период, для большинства случаев, будет применяться кадастровая стоимость объекта недвижимости, действующая на 1 января 2014 г. Тем не менее, как только начнут действовать бюджетные учреждения, они смогут проводить оценку и устанавливать новую стоимость.
Органы исполнительной власти в течение этого времени вправе самостоятельно определить виды недвижимости или категории земель, для которых кадастровая оценка будет проводиться в соответствии с новым законодательством.