25.04.2016
Электронные услуги и сервисы Росреестра являются важной частью общероссийской системы электронного правительства. Многие федеральные и региональные органы власти переводят взаимодействие с населением в электронный вид, и Росреестр является одним из лидеров в этом направлении. По результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) услуги Росреестра в электронном виде получили наивысшую оценку пользователей. Это обусловлено тем, что электронные услуги имеют ряд неоспоримых преимуществ, среди которых можно выделить экономию времени из-за отсутствия необходимости обращения в офисы Росреестра, сокращение сроков получения информации, исключение влияния человеческого фактора, сокращение затрат на госпошлину и плату за предоставление сведений.
Самыми популярными сервисами портала Росреестра, связанными с регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
Сервис «Жизненные ситуации», который позволяет заявителю в удобной и наглядной форме получить исчерпывающий набор сведений о действиях в конкретной ситуации. После заполнения интерактивного опросника заявитель видит перечень документов, необходимых в конкретной ситуации.
Сервис «Офисы и приемные. Предварительная запись на прием». С помощью данного сервиса можно узнать адрес, режим работы и телефоны офисов приема Росреестра и Многофункциональных центров (МФЦ). Кроме того, чтобы избежать ожидания в очереди, на портале можно предварительно записаться на прием в офисы приема Росреестра, выбрав удобную дату и время.
Сервис «Проверка состояния запроса online» позволяет проверить в режиме реального времени в какой статусе находится поданное заявление или запрос на получение услуги.
Сервис «Публичная кадастровая карта Росреестра». Нужный объект можно найти на карте по кадастровому номеру, а также использовать расширенный поиск. По каждому объекту недвижимости, данные о котором содержит сервис, можно узнать общую информацию, в том числе площадь и кадастровую стоимость объекта, а также характеристики объекта, и кто его обслуживает. Информация сервиса является справочной и не может быть использована в виде юридически значимого документа.
Сервис «Подача документов на государственную регистрацию прав». С помощью данного сервиса можно подать документы на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в электронном виде. Для подачи документов и формирования заявления о государственной регистрации прав нужно пошагово заполнить поля формы: указать цель обращения, заполнить данные об объекте недвижимого имущества, о правообладателе, заявителе, загрузить документы и подписать заявление с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - ЭП).
ЭП можно приобрести в специализированном удостоверяющем центре. Список сертифицированных удостоверяющих центров можно получить на официальном сайте Росреестра. После заполнения всех полей сервиса, загрузки документов и подписания заявления ЭП, а также заверения сформированного комплекта документов, необходимых для государственной регистрации прав ЭП заявителя, заявителю на адрес электронной почты, указанной в заявлении, направляется информация с указанием размера государственной пошлины, кода платежа для ее уплаты и дата, до которой необходимо оплатить государственную пошлину. Указанная информация направляется заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявления о государственной регистрации. После получения Росреестром подтверждения об уплате государственной пошлины в нужном размере заявитель получает на адрес электронной почты, указанной в заявлении информацию о приеме документов на государственную регистрацию прав.
Сервис «Получение сведений из Единого реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП)». Воспользовавшись данным электронным сервисом, можно получить официальные сведения о правах на объект недвижимости, правах отдельного лица или содержании правоустанавливающего документа. Сведения электронного сервиса предоставляются в виде выписки из ЕГРП, справки или уведомления об отсутствии сведений. Заявителю будет направлен электронный документ, который может быть передан в другие организации в качестве официального документа. Сведения из ЕГРП, запрос на получение которых поступил в электронном виде, предоставляются заявителю в виде электронного документа в срок - не более 5 рабочих дней. Размер платы за предоставление сведений в электронной форме, ниже, чем в виде бумажного документа. Так, выписка в электронной форме стоят 150 рублей для физических лиц, а для юридических лиц - 300 рублей.
Сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online». С помощью электронного сервиса можно получить общедоступную информацию об объекте недвижимого имущества, его площади, точном адресе, наличие зарегистрированных правах на него и обременений, кадастровой стоимости, инвентарном номере. Данные не предназначены для официальной подачи документов в другие организации. Чтобы получить информацию по объекту недвижимости нужно ввести в поле формы кадастровый или условный номер или адрес фактического местонахождения. Воспользоваться данным сервисом можно бесплатно.
Электронные услуги и сервисы имеют ряд неоспоримых преимуществ. Пользоваться электронными услугами Росреестра просто и удобно. На портале Росреестра (https://rosreestr.ru/) даны пошаговые инструкции получения каждой услуги, сроки ее предоставления и стоимость.