История округа
История поселка КраснобродскогоВ середине 20-х годов, в трёх километрах к северу от современного центра посёлка, на берегу реки Кривой Ускат, возникло селение, официально именуемое Каменным Бродом. Редкие по красоте здесь были места, достойные кисти художника. Берёзовые леса, чистейшая воды Уската и самое главное – брод через речку у села и камни, большие и маленькие, всевозможных оттенков розового цвета, раскиданные по обоим берегам. Эти розовые камни, преломляя под разным углом солнечные лучи, в ясные закатные вечера мерцали и излучали оранжево–розовое-алое сияние.
С 1931 года село официально стало именоваться Красным Бродом.
В первые послевоенные годы на некоторых шахтах Кузнецкого бассейна стали создаваться участки открытых работ. Там, где мощные пласты отрабатывались камерами, шахтеры «брали» сверху охранные целики угля, но при такой технологии в недрах оставалось больше половины запасов. На горных отводах шахты №5 (на полях колхоза «Красноармеец») тоже был заложен участок открытых работ. На этом месте сразу было решено строить карьер, и в том же году разработанный в Москве проект передали «Кузбассшахтострою». И вот где-то ближе к 1947 году в Киселевске и кое-где в Прокопьевске, где мощные пласты отрабатывались камерами, начали брать сверху охранные целики угля. Эти целики раньше списывались на потери (не было другой технологии) - от 40 до 60 процентов запасов оставалось в недрах... Первыми взялись за них на шахте № 4-6, нынешней «Краснокаменской». Уже появились первые экскаваторы - воронежские, новокраматорские...
Во второй половине 1940-х годов в эти места пришли геологи. Детальная геологоразведка месторождения позволила в 1947 году начать эксплуатационные работы на Краснобродской земле.
В октябре этого же года на полях колхоза «Красноармеец» были вбиты первые колышки, оконтуривающие пласты угля будущего карьера.
В Красном Броде, Карагайле, Ново-Александровке, Новосергеевке, Караульном и других селах получено задание на выделение 100 единиц гужевого транспорта и 300 рабочих. Организована круглосуточная работа и трехразовое горячее питание. Установлено шесть палаток: кузница, инструменталка, раскомандировка и три жилых.
В ноябре 1947 года секретарь обкома ВКП (б) Е. Ф. Колышев пригласил к себе начальника шахты № 3 Владимира Трофимовича Боровикова. Беседа проходила в правительственном вагоне на станции Акчурла (г. Киселевск). Боровикову объяснили, какое тяжелое положение в стране с углем, что есть острая необходимость в открытии новых шахт и разрезов, и что именно ему предлагалось возглавить строительство первого в Кузбассе угольного карьера - не временной «закопушки» при шахте, а угледобывающего предприятия. «Предлагается возглавить» - было равносильно «приказано выполнять», спорить не приходилось... |